Выходя на историческую сцену, широкие массы привносят вместе с собой все те негативные черты и архаичные явления, которые на протяжении сотен лет развивались как следствие их тяжелого и беспросветного бытия, среди которых – суеверие, крайняя религиозность, приоритет общественного над личным и др.
Кроме того, смена исторических эпох часто воспринимается «простым человеком» как кризис. Исторические изменения чаще всего не являются кризисом с объективной точки зрения, а лишь переходом к новой общественной модели, но – неизвестной, а потому страшной. В такие переломные моменты человек чувствует себя опустошенным и растерянным, теряет почву под ногами. Пытаясь вернуться к привычному ходу вещей, он мысленно, а затем и практически возвращается к идеалам прошлого, часто – весьма темным и сомнительным. Сегодня эти явления наблюдаются во многих странах и регионах. В публицистике подобные социальные процессы называют «новой архаикой».
В процессе наступления новой архаики, ценности просвещения, знания, наука, культура отходят на второй план. Реабилитируются же ценности средневековья – религиозность, мистицизм, покорность перед «неизбежной судьбой», неверие в себя, потребность в «хозяине» и «сильной руке». Появляется своеобразный социальный запрос.