@ ИГОРЬ ПИВОВАР / IGOR PIVOVAR

Главная » МЕДИА » Кино » Фильмы

Фильмы

Источник: kino-teatr.ru

«Убить дракона» — кинофильм-притча режиссёра Марка Захарова. По мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон». Совместное производство СССР-ФРГ (1988 г.).

Странствующий рыцарь Ланцелот попадает в город, который уже не первую сотню лет находится под властью жестокого Дракона. Местные жители уже так привыкли к притеснениям со стороны своего правителя, что воспринимают их как норму, как традицию, даже не замечая всего ужаса своего положения. Ланцелоту эта «традиция» почему-то не понравилась; послушав о том, что творится в городе, он задумал избавить горожан от тирана. Узнав о планах Ланцелота, Бургомистр города пытается отговорить его от битвы, уверяя, что этот подвиг никому не нужен: за годы правления Дракона люди успели забыть, что такое свобода, и в случае победы рыцаря просто не смогут дальше нормально жить. Ланцелот не внял уверениям градоначальника, сразился с Драконом и победил его. Однако, к своему разочарованию, он убедился в правоте слов Бургомистра. Горожане, став свободными, не знали, что делать со своей свободой. Не дождавшись от нового властелина строгих указов, пускаются в анархию и с готовностью склоняются перед новым Драконом…

Пьеса и фильм представляют собой классическую аллегорию, причём советская цензура, очевидно, расшифровывала аллегорию пьесы по-своему. Учитывая, что пьеса неоднократно ставилась с 1962 г. вплоть до распада СССР, можно предположить, что в Драконе цензура видела «буржуина-угнетателя» либо «фашизм». Ланцелот выступал как образ «сознательного пролетариата», освобождающего мир от эксплуатации человека человеком. Представляется всё-таки, что пьеса описывает именно сталинизм, как тоталитарную политическую систему в СССР. Дракон — это Партия, либо сам Сталин, Бургомистр и его помощники — советское Государство, а городские жители — советский народ, никак не могущий, да и не желающий, выдавить из себя раба. Тема рабства, раболепства, приниженности, готовности человека быть никем и ничем красной нитью проходит через весь сюжет пьесы.

Цитаты из пьесы:

Хотите подарить людям свободу? А что они с ней будут делать?

Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное потому что у них нет выбора. А рыцарь… Рыцарь всегда на распутье дорог.

Не надо размышлять. Это слишком страшно.

Каждая собака прыгает, как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру.

Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного.

Это — не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!

Вы думаете, это так просто — любить людей? Ведь собаки великолепно знают, что за народ их хозяева. Плачут, а любят.

Бургомистр вольного города. Избираюсь 17-й раз, пожизненно.

Видеоцитаты из фильма:

«Свобода», «Народ», «Рабы», «Убить дракона в себе»

Фильм можно посмотреть ЗДЕСЬ

_____________________________________________________________________________________________________________________

Источник: newsmo.ru

«Собачье сердце» — телефильм режиссёра Владимира Бортко, вышедший на киностудии «Ленфильм» (1988 г.). Экранизация одноимённой повести Михаила Булгакова.

1920-е годы. Москва. Профессор Преображенский достиг замечательных результатов в омоложении. Продолжая свои исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке человеческого гипофиза и семенных желёз собаке. Бродячий пёс Шарик стал подопытным животным. Донором органов стал погибший в пьяной драке Клим Чугункин — алкоголик, дебошир и хулиган. Результаты операции превзошли ожидания — Шариков превращается в человека. Однако, от Клима Чугункина ему передались черты характера и все пагубные привычки. Но это не помешало бывшему бездомному псу адаптироваться в новом обществе, в том числе стать начальником подотдела очистки Москвы от бродячих животных, и даже выступить на Всесоюзном съезде работников искусств. Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и обитателей его квартиры, затем и других жильцов дома, в кошмар. Подстрекаемый председателем домкома Швондером, он пишет доносы на своего «создателя», требует выделить ему жилплощадь и угрожает оружием. Безапелляционные и развязные рассуждения Шарикова приводят его создателей в ужас. Профессору ничего не остаётся, как признать свой эксперимент неудавшимся и вернуть Шарикова в его первоначальное состояние…

Наиболее распространённое толкование повести относит её к самой идее «социалистической революции» и «пробуждения социального сознания пролетариата». Шариков воспринимается как аллегорический образ люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего большое количество прав и свобод, но быстро обнаружившего низменные и эгоистические интересы, тупость, ограниченность и сопутствующую им самоуверенность, способность предавать и уничтожать как себе подобных (бывший бездомный пёс, поднимаясь по социальной лестнице, уничтожает других бездомных животных), так и тех, кто наделил их этими правами. Без применения энергичных и крайних мер судьба создателей Шарикова и его окружения выглядит предрешённой (серость, убогость, мрак и ужас). Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), профессор Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий и т.д.

Цитаты из повести:

Профессор Преображенский:

— Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет. — Гм… Да ведь других нет. — Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе. […] Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа.

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!

Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Я за разделение труда, доктор. В Большом пусть поют, я буду оперировать. И очень хорошо. И никаких разрух.

Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.

Вы стоите на самой низшей ступени развития, […] вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить… […] …вам нужно молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества.

Шариков: 

Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…

Я не господин, господа все в Париже!

Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов…

Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту.

Обыкновенная прислуга, а форсу как у комиссарши!

Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.

Вот всё у вас, как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда. Да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.

— Почему, собственно, вам не нравится театр? – Да дурака валяние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна.

Вчера котов душили-душили, душили-душили…

Видеоцитаты из фильма:

«Разруха в головах»«Нелюбовь к пролетариату»«Не читайте советских газет»«О театре»«О переписке Энгельса с Каутским»«Взять всё, да и поделить…»«Господа все в Париже»«Вчера котов душили-душили, душили-душили…»

Шариков и балалайка

Фильм можно посмотреть ЗДЕСЬ


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: