@ ИГОРЬ ПИВОВАР / IGOR PIVOVAR

Главная » ИСТОРИЯ » Средневековье » Борьба с инакомыслием

Борьба с инакомыслием

Эпоха Эллинизма является блестящим периодом в истории становления научного знания. В Древней Греции был заложен фундамент классической науки и философии. Возникают библиотеки и философские школы. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Появляется целый ряд гениальных прозрений, в том числе теория атомизма, представление о шарообразности Земли, появляется гелиоцентрическая система мира. Зарождается и развивается техника. Положение резко меняется с наступлением эпохи Средневековья, началом доминирования авраамических религий, духовенства и церкви.

Католицизм

Источник: wikipedia.org

Религия господствовала в эпоху средневековья безраздельно, всякое отступление от религиозных догм и несогласие с ними карались беспощадно. Наука и учёные преследовались инквизицией и другими церковными организациями. Травля и убийство передовых мыслителей и учёных, как и всех инакомыслящих, были возведены деятелями инквизиции в принцип и практиковались в невиданных до того масштабах. Выступая против науки, церковь всячески старалась отстранить от научных исследований и духовных лиц, которые в эпоху средневековья больше других имели возможности для такого рода занятий. В XII в. папа Александр III запретил духовенству заниматься физическими опытами. В XIII в. святой Доминик осудил метод опыта и наблюдения в науке и на этом основании запретил членам ордена доминиканцев изучение естествознания и медицины. В течение тысячи лет церковь считала греховным занятие хирургией и анатомией.

Одним из наиболее выдающихся мыслителей своего времени был английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214- 1294 гг.). Он сделал ценные астрономические и химические наблюдения, предсказал создание летательных машин, предугадал принцип создания микроскопа и телескопа. Вопреки утверждениям «отцов церкви», будто «авторитет священного писания выше всех способностей человеческого разума», учёный отвергал слепую веру в этот авторитет. За свои передовые взгляды Р. Бэкон был посажен в монастырскую тюрьму, где находился 14 лет, и вышел оттуда лишь накануне смерти.

Астроном Чекко д’Асколи ещё в XIV в. осмелился пропагандировать взгляды древних мыслителей, говоривших о шарообразности Земли. Участь его была печальной. В 1327 году учёного сожгли на костре во Флоренции (которая спустя несколько столетий стала одним из главных центров Возрождения) .

Источник: wikipedia.org

Польский учёный Николай Коперник (1473-1543 гг.) разработал научную, гелиоцентрическую систему мира, утверждающую, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Эта система не соответствовала геоцентрической системе мира (Земля находится в центре, Солнце, Луна, планеты и звёзды вращаются вокруг Земли).  В 1615 году папа Павел V объявил учение о вращении Земли еретическим, а в 1616 декретом инквизиции труд Коперника «Об обращениях небесных сфер» был внесён в «Индекс запрещенных книг» (смотри ниже) и числился в нем до 1822 года. Во многих европейских университетах профессора вплоть до конца XVII в. должны были давать клятву в том, что они не придерживаются коперниковой «ереси».

Источник: hist-world.com

Джордано Бруно (1548-1600 гг.) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт — пытался дать философскую интерпретацию учения Коперника. Он высказывал ряд догадок о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании планет в пределах Солнечной системы, о множественности миров и бесконечности Вселенной. В 1592 году Джордано Бруно был отдан в руки римской инквизиции. Бруно был осуждён католической церковью как еретик и приговорён к смертной казни через сожжение. Все произведения Джордано Бруно были занесены в «Индекс запрещённых книг» и были в нём до его последнего издания 1948 года. Примечательно, что по прошествии 400-х лет после казни Бруно, католические кардиналы, назвав казнь итальянского мыслителя «печальным эпизодом», указали, в тоже время, на верность действий инквизиторов, которые, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви отказался рассмотреть вопрос о реабилитации Джордано Бруно, считая действия инквизиторов оправданными

Печальная судьба постигла и другого мыслителя — Лучилио Ванини (1585-1619 гг.), преподававшего философию в Лионе и Тулузе. Он отрицал существование чудес, сотворение мира богом, бессмертие души. После опубликования основной работы «Об удивительных тайнах природы — царицы и богини смертных», Ванини предстал перед судом инквизиции и был приговорён к смерти.

Источник: allbiograf.ru

Пострадал от рук инквизиции и знаменитый Галилео Галилей (1564-1642 гг.) — итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Он впервые использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Галилей обнаружил спутники Юпитера, фазы Венеры, открыл тёмные пятна на Солнце, установил, что Млечный Путь состоит из скоплений отдельных звезд. Эти наблюдения дали неопровержимые доказательства истинности идей Коперника и Бруно.

Источник: wikipedia.org

В 1611 году Галилей решил отправиться в Рим, надеясь убедить Папу, что идеи Коперника вполне совместимы с католицизмом. Он был принят хорошо, избран членом научной «Академии деи Линчеи», знакомится с Папой Павлом V, влиятельными кардиналами, демонстрирует им свой телескоп и даёт пояснения. Кардиналы создали целую комиссию для выяснения вопроса, «не грешно ли смотреть на небо в трубу», но пришли к выводу, что это позволительно. Позже Галилей заявлял, что Священное Писание относится только к спасению души и в научных вопросах не авторитетно: «ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы». Этим он вызвал появление доносов в инквизицию. В 1613 году Галилей выпустил книгу «Письма о солнечных пятнах», в которой открыто высказался в пользу системы Коперника. Более того, Галилей призвал Рим высказать окончательное отношение к коперниканству. Высказывания учёного привели к тому, что римская инквизиция начала против него дело по обвинению в ереси. В 1616 году Рим официально определяет гелиоцентризм как опасную ересь: «утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Св. Писанию. Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения». Осенью 1633 г. семидесятилетний ученый был арестован и подвергнут в Риме суду инквизиции. Его приговорили к отречению от своих идей и к пожизненному надзору инквизиторских органов. Галилея объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка была тяжким обвинением для того времени, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Копии приговора были разосланы во все университеты католической Европы. Галилею было запрещено заниматься астрономией, встречаться с учёными и сообщать о том, что происходило на суде.

С 1979 по 1981 годы по инициативе Римского Папы Иоанна Павла II работала комиссия по реабилитации Галилея, и в 1992 году Папа Иоанн Павел II официально признал, что в 1633 году инквизиция совершила ошибку. В том же 1992 году католические верхи приняли и гелиоцентрическую систему мира.

Казимир Лыщинский (1634-1689) – польский философ, член ордена иезуитов в Кракове, проректор Берестейского иезуитского коллегиума. Покинув орден иезуитов, написал трактат «О несуществовании Бога», где отрицал существование бога и обвинял клерикалов в «гашении света разума». По мнению мыслителя, бога не существует, он является химерой человеческого сознания, используемой церковью и государством в своих целях. Библия написана людьми, которые с её помощью поддерживают обман. В 1689 году философ был обвинен в атеизме и по приговору суда казнён. Рукопись трактата была сожжена.

«Индекс запрещенных книг»

Источник: historicaldis.ru

Католическая церковь всеми мерами старалась не допустить распространения научных знаний. В 1513 г. кардинал Караффа издал распоряжение, согласно которому ни одна книга не могла быть выпущена в свет без специального разрешения инквизиции. В 1559 г. папой Павлом IV был обнародован т.н. «Индекс запрещенных книг». Сюда были включены произведения, чтение которых запрещалось под угрозой обвинения в смертном грехе и отлучения от церкви. С тех пор «Индекс» пополнялся всё новыми и новыми книгами. Последнее его издание (1948 г. с добавлениями 1954 г.) насчитывало около 8 тыс. названий. В разное время в список входили сочинения таких авторов, как Эразм Роттердамский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн КеплерРене ДекартДаниель ДефоДжордж Беркли, Вольтер, Иммануил Кант,  Оноре де БальзакЖан-Поль Сартр и многие другие.

По поводу появления «Индекса» один историк писал: «Еще никогда до тех пор мир не видывал подобного посягательства на науку и литературу… Первый Индекс прохибиторум имел ужасающие последствия. В Риме, Неаполе, да и почти повсюду, дымились костры, на которых громадными грудами сжигались запрещенные книги».

Список был весьма эффективен: на протяжении многих лет книги, попавшие в список, было очень трудно найти в католических странах, особенно вне крупных городов. Список имел силу закона и был отменён только в 1966 году. Однако осталось моральное обязательство католика не продавать и не читать книги, которые могут подвергнуть опасности веру или мораль.

Протестантизм

Гонениями на науку и учёных занимались не только католические церковники и не только в средние века. Так, реформатор католической церкви Мартин Лютер, а также другие лидеры протестантизма — Филипп Меланхтон и Жан Кальвин — выступили против гелиоцентризма, заявляя, что это учение противоречит Священному Писанию.

Michael_Servetus

Источник: wikipedia.org

В ряде случаев протестанты «соревновались» с католиками в том, что касается преследования прогрессивных мыслителей. Одним из примеров может служить судьба Мигеля Сервета (1509-1553 гг.), испанского мыслителя, теолога, естествоиспытателя и врача. Сервет был известен своими критическими комментариями к «Географии» Птоломея, а также великими открытиями в области физиологии (кровообращение в легких, или так называемый малый круг кровообращения, предположение о наличии капилляров, связывающих легочные артерии и вены и т. д.). За свои убеждения, противоречившие церковным догмам, учёный был приговорен к сожжению судом римской инквизиции и вынужден был бежать в Женеву, где тогда властвовали кальвинисты. Однако кальвинистская церковь в Швейцарии не спасла Сервета от расправы, а отправила на костер. Мигель Сервет вошёл в светскую историю как первая жертва протестантского фанатизма.

В то же время, необходимо отметить, что в протестантских странах обстановка была гораздо более либеральной, чем в католических, особенно в Британии. Определённую роль здесь, возможно, сыграло противостояние католикам, а также отсутствие у протестантов единого религиозного руководства. В результате именно протестантские страны (наряду с Францией) стали лидерами научной революции XVII века, которая способствовала тому, что человечество вырвалось из тысячелетней эпохи средневековья и мракобесия.

Православие  

На протяжении многих веков своей истории православная церковь играла определяющую роль в формировании мировоззрения и государственной идеологии на территории современной России, а в отдельные периоды — и на территории Украины и Белоруссии. После реформ Петра Первого, Русская православная церковь получила статус государственной. Император носил титул защитника Церкви, государство выделяло средства на её содержание, признавало за церковными праздниками статус государственных, православные священники были представлены в школах и в армии. Подобно католической церкви, православная (или ортодоксальная) церковь также вела идеологическую борьбу с религиозным инакомыслием, альтернативными идеологиями и мировоззрениями, используя при этом не только методы словесного убеждения, но и принуждение и преследование, вплоть до пыток и смертной казни. Первоначально преследованию подвергались язычники, раскольники, последователи иных конфессий. С началом развития науки на Руси, а произошло это в XVII веке, когда эпоха Средневековья в Европе сменилась эпохой Нового времени, преследованию стали подвергаться прогрессивные мыслители и учёные. Хотя рассматриваемые ниже примеры преследования инакомыслящих выходят за рамки средневекового периода истории, они вполне соответствуют той эпохе, а также средствам и методам, практиковавшимся Католической церковью и инквизицией. Многие исторические процессы на Руси происходили с опозданием относительно соответствующих процессов в Западной Европе на 200, а иногда и на 300 лет.

Источник: opium.at.ua

В 1740 году, по инициативе Михаила Ломоносова — первого русского учёного-естествоиспытателя — была издана книга Бернара Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили. По мнению церкви, вред книги уже в том, что «если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил».

В 1743 году изъят из продажи изданный Академией наук астрономический календарь, в котором Синод обнаружил сведения «относительно Луны и прочих планет», которые, по его мнению, были «к соблазну народному склонны». Синод потребовал в дальнейшем печатать календари только с его «апробации».

В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке». В книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении Вселенной, что вызвало резкие нападки духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию». Книга, как и следовало ожидать, была запрещена.

В 1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях», предать огню его научные труды, а самого Ломоносова отослать в Синод «для увещания и исправления». К счастью, требование Синода не было выполнено.

В 1764 году закрыт организованный Ломоносовым при Академии Наук научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», в котором публиковались статьи по астрономии. По мнению церковников, статьи были «вере святой противные и с честными нравами несогласные».

В 1757 году церковниками было запрещено научное сочинение, в котором доказывалось, что Земля вращается вокруг Солнца.

Говоря о гелиоцентрической системе мира, надо заметить, что на Руси она стала известна в 1657 году, когда на русский язык были переведены труды, излагающие систему Коперника. С 1815 года c одобрения цензуры издавался анонимный трактат «Разрушение коперниковой системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением». Православная церковь выступала с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века.

В 1824 году были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие Творца человека на анатомические препараты».

В 1850 году не допущена к печати статья Владимира Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея». После публикации Карлом Рулье в 1859 году в газете «Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель мог «согласить с первой главой книги Бытие».

В 1863 году был наложен арест на книгу величайшего физиолога и мыслителя Ивана Сеченова “Рефлексы головного мозга”, сочтя ересью учение о естественной природе психики человека. Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». Впоследствии арест на книгу был снят, но до 1894 года она числилась в списках книг, запрещённых для хранения в библиотеках. Автора книги зачислили в число «неблагонадежных» и запретили читать лекции для народа.

В 1866 году из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими».

Начиная с 70-х годов XIX века и вплоть до 1917 года, запрещались и уничтожались основные труды немецкого естествоиспытателя и философа Эрнста Геккеля, в частности — «Естественная история мироздания», «История племенного развития организмов», «Мировые загадки» (так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека». За «дерзкие выходки против высочайших предметов христианского почитания» эта книга числилась в черных списках вплоть до 1916 года).

В1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции.

Подобно гелиоцентрической системе мира, православная церковь не принимала теорию эволюции Чарльза Дарвина. Труды Дарвина преследовались и иногда уничтожались. Священники называли учение Дарвина «богохульным» и пытались доказать его «ненаучность», обвиняли Дарвина в разрушении нравственности. В 1890 году запрещена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение». 5 лет спустя священники добрались и до первоисточника, запретив за «материалистический характер» книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

Гонениям со стороны церкви подвергался учёный-историк, профессор Московского университета Тимофей Грановский, которого обвинили во вредном влиянии на студентов, так как тот не упоминал в своих лекциях о роли божественного промысла в историческом процессе.

Непримиримая борьба велась с идеями и книгами французских философов-просветителей, критикующих религиозные представления. Запрещались и уничтожались сочинения Вольтера, Дени Дидро, Поля Гольбаха, Клода Гельвеция. В то же время, критические материалы на произведения этих и других публиковались беспрепятственно.

В XIX-XX веках в списки запрещённых по религиозным мотивам книг были внесены литературные сочинения А. И. ГерценаГ. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, В. Гюго, О. Бальзака и многих других. В 60-х годах XIX века было запрещено издание романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в котором духовные цензоры нашли антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.

Leo_Tolstoy_in_the_hell

Источник: wikipedia.org

В 1901 году за «неуважительные отзывы о православной церкви и христианстве» Синод добился запрещения романа Льва Толстого «Воскресение». 2 февраля 1901 года Л. Н. Толстого отлучили от церкви. Из Определения Синода: «В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию». В 2001 году правнук Л. Н. Толстого Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть решение об отлучении от церкви великого русского писателя. Патриарх заявил, что это невозможно.

Многие представители высшего церковного духовенства негативно отзывались о развитии техники. Так, Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний называл «дьявольскими» и «богопротивными» железные дороги, газовое освещение и телеграф. Епископ Леонид утверждал, что «железные дороги прямо действуют на мозг. Дороги и телеграфы заставляют голову слишком быстро работать». Харьковский архиепископ Макарий написал столь радикальную статью «против прогресса», что её не принял даже журнал «Православное обозрение». Архимандрит Феофан, ректор Петербургской Духовной Академии писал об открытой «враждебности» технического прогресса христианской истине.

Ислам

Практически одновременно со становлением ислама, начиная с VIII века, стремительно расцветает мусульманская культура (арабов, персов, тюрков и других народов), и длится это до XIII века. Данный период получил название Золотого века ислама. Исламская культура, распространившись от Индии и Средней Азии вплоть до Испании и Португалии, становится самой передовой для своего времени, располагая развитой экономикой, разветвленной транспортной и торговой сетью.

Источник: wikipedia.org

Мусульмане переняли культурное наследие античной Греции и Древнего Рима, а также древних культур Востока, развив и обогатив их собственными оригинальными и передовыми идеями. Заимствовались также научные идеи и технические инновации – компас и бумага из Китая, цифры из Индии. Значительное развитие получили собственные разработки в области медицины, картографии, географии, геометрии, астрономии. Были разработаны точные методы определения пространства и времени, созданы навигационные приборы, построены прекрасные обсерватории. И сегодня около двух третей звёзд, известных человечеству, имеют арабские названия. В арабских странах возникли алгебра и алхимия, давшая развитие современной химии, возникло такое известное ныне понятие, как «алгоритм» (слова, начинающиеся на «ал-» пришли к нам из арабского языка). Во времена Золотого века ислама творили великие учёные, мыслители и деятели искусства.

Аль-Хорезми (783-ок. 850 гг.) – один из крупнейших средневековых учёных, математик, астроном, географ и историк. Впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений. Автор «Книги об индийском счёте», способствовавшей популяризации арабских цифр и десятичной позиционной системы.

Аль-Фараби (известный в Европе как Альфарабиус, 872 – ок. 951 гг.) – один из первых учёных Востока, математик, теоретик музыки, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона. Его труды оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Рушда, других мыслителей а также на философию и науку средневековой Европы.

Источник: wikipedia.org

Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) – учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Автор многочисленных работ по логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, метафизике. Грандиозный труд Авиценны «Канон врачебной науки» на протяжении столетий оставался основным руководством для медиков всего мира.

Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198 гг.) – автор трудов по логике, аристотелевской и исламской философии, богословию, религиозному праву, географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. Переводы трудов Ибн Рушда на латынь способствовали популяризации идей Аристотеля в Европе.

Источник: wikipedia.org

Улугбек (1394-1449 гг.) известен как выдающийся математик, астроном, просветитель, поэт и государственный деятель. Основатель медресе, научных школ,  а также одной из важнейших обсерваторий средневековья (Обсерватория Улугбека).

Омар Хайям (1048-1131 гг.) – автор изящных и глубочайших по смыслу четверостиший-рубаи (очень рекомендую ознакомиться с «Рубаи», переведёнными на русский язык Игорем Голубевым, а также с его оригинальной интерпретацией идей Хайяма). Омар Хайям являлся также выдающимся математиком, астрономом, астрологом.

Источник: wikipedia.org

Работы крупнейших мыслителей античности были переведены на арабский и персидский языки, изучались и преподавались в медресе. Благодаря мусульманам, идеи древнегреческих и римских мыслителей были сохранены и, впоследствии, возвращены в Европу, в которой с XIV века начинается эпоха Возрождения и переосмысления античного наследия. Мусульманская же культура с этого времени переживает свой упадок.

Одним из непременных условий расцвета творческой и научной мысли является наличие свободомыслия, свободы обсуждения и критики. В VIII-XIII веках всё это присутствовало в мусульманском мире. Тогда в обществе было немало критически настроенных умов, открытых рациональному познанию окружающего мира. Однако, как и в средневековой Европе, влияние религии и духовенства постепенно усиливалось, что привело к вытеснению всех концепций и учений, противоречащих религиозным догмам. Первоначально султаны и халифы востока, знать и аристократия покровительствовали культуре и наукам, способствовали открытию образовательных и научных центров, проведению философских и религиозных диспутов, конкурсам изящной словесности. Но и духовенство не дремало. Клерикалы стали осуждать всё, что не соответствовало религиозным канонам, привлекая на свою сторону невежественные массы. Под давлением духовенства начинается наступление на науку и искусство, закрываются медресе и обсерватории, трактаты и литературные произведения осуждаются и уничтожаются, а сами мыслители, учёные, поэты, а также их последователи подвергаются гонениям. Многие учёные за свои убеждения были объявлены еретиками и вероотступниками, сохраняя этот «статус» и по сей день. Примечательно, что и сегодня, спустя столетия, религиозные фанатики, захватывая те или иные территории, начинают уничтожать, прежде всего, культурные и научные центры, преследовать всякое свободомыслие, запрещать образование и просвещение.

В результате прекрасное и великое наследие мусульманского мира было уничтожено и забыто. Понятие «науки» было сведено к освоению арабской грамматики, изучению и толкованию религиозных книг. Роль духовенства и клерикалов значительно возросла. Естественные же науки: математика, алгебра, геометрия, химия, астрономия, медицина, технические достижения, всё, чем славился в своё время мусульманский мир, было отброшено и забыто, тьма невежества воцарилась на многие столетия. Всё это привело к огромному социально-культурному и экономическому отставанию мусульманских стран, которое, к сожалению, сохраняется и сегодня. Закату Золотого века ислама способствовали и другие факторы, но именно религиозной нетерпимости, догматизму и отсутствию свободомыслия принадлежит решающая роль.

Подробнее смотри:

Борьба науки и религии в средние века

Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви

В.Приходько «Борьба с инакомыслием, РПЦ и наука»

Как хоронили анатомическую коллекцию Казанского университета…

Отмена «Индекса запрещенных книг»

Живьем на медленном огне…

Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом

Блеск и нищета ислама

Ислам в Испании и мусульманская наука

Мусульманский мир: что пошло не так? Ответ западного историка

Видео: Нил деГрасс Тайсон — Бог лакун (пробелов)

Видео: Дебаты Лоуренса Краусса и Хамзы Тзортзиса на тему «Ислам или Атеизм: в чем больше смысла?»

Religion and the Rise and Fall of Islamic Science

Статьи в Википедии:

Святая инквизиция

Религия в Российской империи

Золотой век ислама



Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: